-
«Государственная политика в сфере ПО инвалидов и лиц с ОВЗ»
3-
Lecture1.1
-
Lecture1.2
-
Lecture1.3
-
-
«Организация обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ с различными нозологиями в системе ПО: направления, технологии и методы»
8-
Lecture2.1
-
Lecture2.2
-
Lecture2.3
-
Lecture2.4
-
Lecture2.5
-
Lecture2.6
-
Lecture2.7
-
Lecture2.8
-
-
Тестирование
1-
Lecture3.1
-
Тема 2.5 Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение
Рекомендации к адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ
Адаптированная образовательная программа (АОП) – образовательная программа, адаптированная для обучения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Адаптированная образовательная программа определяет содержание образования, условия организации обучения и воспитания обучающихся студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ.
Нормативную правовую базу разработки адаптированной образовательной программы (далее по тексту – АОП) составляют:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. N 1367
• Государственные образовательные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты
• Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденные заместителем министра образования Российской Федерации Климовым А.А. АК-44/05вн от 08.04.2014
• Устав Унмверситета и локальные акты в части, касающейся образовательной деятельности.
Выбор методов реализации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ
Выбор методов реализации образовательного процесса определяется содержанием обучения, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями воспоиятия учебной информации студентами-инвалидами и лицами с ОВЗ.
Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Учебные материалы должны представляться в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения – аудиально (например, с использованием программ – синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств.
Обучение по индивидуальному учебному плану
Обучающиеся инвалиды и лиц с ограниченными возможностями здоровья, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год (для магистрантов – на полгода).
Требования к результатам освоения образовательной программы
Результаты освоения образовательной программы – компетенции обучающихся, установленные образовательным стандартом, и компетенции обучающихся, установленные университетом дополнительно к
компетенциям, установленным образовательным стандартом, с учетом направленности (профиля) образовательной программы; планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике – знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы устанавливаются основной образовательной программой по конкретному направлению подготовки / специальности.
Образовательная программа ВО разрабатывается в соответствии с образовательным стандартом. Состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее соответственно – базовая часть и вариативная часть).
Базовая часть образовательной программы является обязательной вне зависимости от направленности образовательной программы, обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом, и включает в себя:
– дисциплины (модули) и практики, установленные образовательным стандартом (при наличии таких дисциплин (модулей) и практик);
– дисциплины (модули) и практики, установленные университетом;
– итоговую (государственную итоговую) аттестацию.
Вариативная часть образовательной программы направлена на
расширение и (или) углубление компетенций, установленных образовательным стандартом, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных университетом дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом (в случае установления), и включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные университетом. Содержание вариативной части формируется в соответствии с направленностью образовательной программы.
Обязательными для освоения обучающимся являются дисциплины (модули) и практики, входящие в состав базовой части образовательной программы, а также дисциплины (модули) и практики, входящие в состав вариативной части образовательной программы в соответствии с направленностью указанной программы Содержание и организация образовательного процесса при реализации АОП регламентируется учебным планом; рабочими программами учебных дисциплин (курсов, предметов, модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.
Освоение специализированных адаптационных факультативных дисциплин
При реализации образовательной программы Университет обеспечивает для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, исходя из индивидуальных потребностей, возможность освоения специализированных адаптационных факультативных дисциплин:
– адаптация на рынке труда,
– социальная адаптация в вузе,
– коммуникативный практикум.
Дисциплины являются не обязательными для изучения и выбираются обучающимися по их желанию.
Проведение учебных занятий по физической культуре
Образовательная программа включают в себя учебные занятия по физической культуре. Порядок проведения и объем указанных занятий при освоении образовательной программы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в соответствии с их реабилитационными картами.
В университете создаются группы здоровья с учетом идивидуальных особенностей здоровья студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ. Занятия проводятся в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Физическая культура (адаптивная физическая культура).