-
«Государственная политика в сфере ПО инвалидов и лиц с ОВЗ»
3-
Lecture1.1
-
Lecture1.2
-
Lecture1.3
-
-
«Организация обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ с различными нозологиями в системе ПО: направления, технологии и методы»
8-
Lecture2.1
-
Lecture2.2
-
Lecture2.3
-
Lecture2.4
-
Lecture2.5
-
Lecture2.6
-
Lecture2.7
-
Lecture2.8
-
-
Тестирование
1-
Lecture3.1
-
Тема 2.4. Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий
Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.
Нормы по организации получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами содержатся в локальных нормативных актах Университете: уставе, концепции развития инклюзиного образования, положении о порядке проведения конкурса и зачисления в Университет, положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам, положении о порядке проведения практики студентов, положении об итоговой государственной аттестации выпускников и других локальных нормативных актах.
В структуре учебно-методического управления Университета создаётся Центр инклюзивного образования. Цель Центра – организация и развитие процесса инклюзивного образования для студентов- инвалидов и студентов с ОВЗ в Университете.
Основными задачами Центра являются: создание базы материально¬технического обеспечения для реализации инклюзивного образования; научно-методическое обеспечение условий для формирования и развития инклюзивного образования; изучение, адаптация и внедрение практико¬ориентированных технологий психолого-педагогического сопровождения всех субъектов инклюзивного образования; разработка и внедрение адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов для обучающихся студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ, повышение квалификации педагогических кадров и специалистов, реализующих инклюзивную практику; проектирование и разработка технологий мониторинга развития инклюзивных процессов; изучение, обобщение, распространение и внедрение опыта инклюзивного образования в крае и установление рабочих контактов, обмен информацией с различными структурами, работающими по проблеме обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ; организация, проведение и участие в научно-методических отраслевых научных конференциях, школах, семинарах, выставках; а также публикация результатов исследований и работы Центра в различного рода изданиях и размещение на сайте Университета; проведение конкурсов, мероприятий, способствующих популяризации и развитию инклюзивного образования.
С целью обеспечения специальных условий получения образования студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ ведется специализированный учет. Основу учета составляют общие сведения об обучающихся с ОВЗ или инвалидностью: фамилия, имя, отчество, имеющееся образование, данные о семье, сведения о группе инвалидности, виде нарушения (нарушений) здоровья и рекомендации по результатам психолого-медико-педагогического обследования, а также медико-социальной экспертизы.
При сборе данных должно быть получено согласие обучающегося с ОВЗ или инвалидностью на обработку его персональных данных.
Данные сведения хранятся в деканате факультета, на котором обучается такой студент, у специалиста по учебно-методической работе по социальной работе со студентами и стипендиальному обеспечению отдела студенческого контингента учебно-методического управления, в центре инклюзивного образования.
В университете для студентов с ОВЗ и инвалидностью предусмотрено комплексное сопровождение, включающее в себя:
Организационно-педагогическое сопровождение, направленное на контроль учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса. Оно включает в себя: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительноотсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающегося с ОВЗ и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций; периодические семинары и инструктажи для ППС, методистов и иную деятельность. Организационно-педагогическое содействие осуществляется учебно-методическим управлением, центром инклюзивного образования, деканатами факультетов.
В рамках этого направления сопровождения решаются в том числе и следующие задачи:
• адаптацию учебных программ и методов обучения;
• внедрение современных образовательных, в том числе коррекционных, и реабилитационных технологий;
• методическую поддержку;
• взаимодействие сопровождающих служб;
• снабжение адаптированными учебными материалами и пособиями. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для студентов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно включает в себя: изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется центром инклюзивного образования, управлением воспитательной и внеучебной работы, социальными структурами и общественными организациями, научными центрами университета, деканатами факультетов.
В рамках этого направления сопровождения решаются следующие задачи:
• разработка индивидуальных программ психологического сопровождения учащихся в вузе;
• участие в профессиональном отборе и профессиональном подборе;
• психологическая диагностика;
• психологическая помощь в форме психотерапии, психокоррекции, консультаций и тренингов в групповой и индивидуальной форме;
• психологическая помощь преподавательскому составу;
• психологическая помощь семье.
Медицинско-оздоровителъное сопровождение включает в себя:
диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Медицинско-оздоровительное сопровождение осуществляется учебно¬методическим управлением, центром инклюзивного образования, студенческим здравпунктов.
В рамках этого направления сопровождения решаются следующие задачи:
• участие в профессиональном отборе и профессиональном подборе путем оценки состояния здоровья абитуриентов, уточняя показания и противопоказания по конкретной специальности;
• разработка индивидуальных программ медицинского сопровождения учащихся в учебном заведении;
• согласование и координация своей деятельности с лечебными учреждениями; направление в лечебные учреждения для получения узкой специализированной медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование;
• передача медицинских знаний, умений и навыков, осуществление медико-консультативной и профилактической работы, санитарно¬гигиеническое и медицинское просвещение;
• контроль состояния здоровья обучающихся, медицинский патронаж,установка допустимых учебно-производственных нагрузок и режима обучения; выделение из числа обучающихся групп “риска” и “повышенного риска” с медицинской точки зрения; принятие решения при необходимости экстренной медицинской помощи; контроль санитарного состояния учреждения, контроль качества и рекомендации по организации питания, в том числе диетического;
• осуществление лечебно-оздоровительных мероприятий.
Социальное сопровождение включает в себя социальную поддержку обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Социальное сопровождение осуществляется учебно-методическим управлением, центром инклюзивного образования, административно-хозяйственной частью, студенческим городком.
В рамках этого направления сопровождения решаются следующие задачи:
• координация и контроль работы всех сопровождающих служб;
• разработка индивидуальных программ социального сопровождения;
• участие в профессиональном отборе, профессиональном подборе и зачислении, проводя социальную диагностику и организуя работу по регистрации абитуриентов и комплектованию групп;
• социальная диагностика;
• осуществление социального патронажа;
• выявление группы “риска” с социальной точки зрения, проведение мероприятий по социальной реабилитации;
• посредническая функция между обучающимися и вузом, а также учреждениями государственной службы реабилитации в реализации личных и профессиональных планов;
• консультирование по вопросам социальной защиты, льгот и гарантий, содействие реализации их прав;
• социальное обучение (социально-бытовым и социально-средовым навыкам);
• организация культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы;
• содействие рациональному трудоустройству выпускников в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией, сотрудничая со службой занятости и работодателями;
• отслеживание результатов трудоустройства и профессиональной деятельности выпускников, выявление встречающихся им трудностей и проблем в профессиональной реабилитации.
Техническое сопровождение обеспечивает:
• вспомогательные технические средства обучения (например, специализированные рабочие столы, опоры для сидения и изменения положения тела, микрофоны, диктофоны и т.д.);
• доступность помещений (мостики, пандусы, спуски, звукоречевая среда, зрительная среда и т.д.);
• безопасность труда и приспособление учебных и рабочих мест на производственном обучении;
• оборудование учебной, рекреационной и жилой среды для различных категорий инвалидов;
• индивидуальное консультирование по оборудованию рабочих мест и жилища.
Кадровое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью обеспечивается деятельностью учебно-методического управления, Центра инклюзивного образования, учебных подразделений, службы тьюторов, юридического центра правовой защиты семьи и детства, а также социальными педагогами, специалистами управления информатизации.
Педагогические кадры должны быть ознакомлены с психолого¬физиологическими особенностями студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологии. Учет этих особенностей при организации образовательного процесса. С этой целью необходимо включение блока дисциплин по осуществлению инклюзивного образовательного процесса в программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.