-
«Государственная политика в сфере ПО инвалидов и лиц с ОВЗ»
3-
Lecture1.1
-
Lecture1.2
-
Lecture1.3
-
-
«Организация обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ с различными нозологиями в системе ПО: направления, технологии и методы»
8-
Lecture2.1
-
Lecture2.2
-
Lecture2.3
-
Lecture2.4
-
Lecture2.5
-
Lecture2.6
-
Lecture2.7
-
Lecture2.8
-
-
Тестирование
1-
Lecture3.1
-
Тема 1.1. Профессиональная подготовка лиц с инвалидностью и ОВЗ в РФ и за рубежом.
В современных условиях России становится важным освоение необходимых навыков и компетенций для успешной социально-профессиональной адаптации и профессионального развития, обучающихся в учреждениях профессионального образования. Активное развитие рыночной экономики, растущая конкуренция на рынке труда и введение новых образовательных стандартов постоянно ужесточают требования к уровню профессиональной готовности будущих специалистов. Особенно сложно соответствовать этому уровню лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Усилия Минобрнауки РФ сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования, в том числе и профессионального, для всех лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом их психофизического здоровья. Ведется интенсивный поиск способов и средств для обеспечения на всех уровнях образования гарантии законодательных прав этим категориям лиц. Однако традиционная профессиональная подготовка не всегда эффективно решает эти задачи. По данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации 1 млн. 600 тыс. детей, или 4,5% всего детского населения, имеют ограниченные возможности здоровья. В Российской Федерации только 13% инвалидов трудоспособного возраста имеют постоянную работу.
Состояние здоровья инвалидов чаще всего препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения, что требует расширения направлений деятельности образовательных организаций профессионального образования (ОО ПО) и выделения наряду с имеющимися задачами, новой — реабилитационной, которая предполагает обеспечение в процессе профессионального образования необходимой коррекции и компенсации отклонений в развитии отдельных категорий обучающихся как важного фактора успешности их последующей социально-профессиональной адаптации. В настоящее время адаптация и интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к профессиональной деятельности, как одно из главных направлений развития социальных институтов и социальной политики в Российской Федерации, закреплены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В странах Западной Европы исторически выделено как минимум 4 основных формы поддержки:
- превентивные меры;
- информационно-консультативная поддержка;
- дифференциация учебных программ и процесса обучения;
- улучшение условий обучения и пребывания интегрированного ребенка в школе (разделение зоны ответственности при осуществлении помощи и повышение квалификации педагогов). [2]
В российских условиях начала XXI в. профессиональное образование лиц с ОВЗ рассматривается как совокупность следующих процессов: профессиональной реабилитации в единстве профессиональной ориентации, профессионального обучения, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства. В настоящее время в стране существуют различные уровни (профессиональная подготовка, начальное, среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование) и формы (очная, очно-заочная, экстернат, надомное обучение) профессионального образования разных категорий лиц с ОВЗ, выбор которых осуществляется на основе индивидуальных психофизических особенностей, уровня образования и имеющегося потенциала. При этом формы оказания специальных образовательных услуг в направлении профессионального обучения в настоящий момент не полностью соответствуют образовательным потребностям лиц с ОВЗ, и не могут рассматриваться достаточными для их успешной социально-профессиональной адаптации. [3]
В нашей стране существует значительно малый перечень профессий, которые доступны для освоения лицам с ограниченными возможностями здоровья, а те, которые доступны в специальных (коррекционных) школах/классах I-VIII видов, практически не имеют спроса на современном рынке труда, а следовательно являются непривлекательными для обучающихся. Инклюзивное образование в ОО СПО — это специально организованное взаимодействие педагогов с обычными обучающимися и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, которое позволяет, во-первых, преодолеть противоречия в образовательной практике обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, во-вторых, реализовать основной принцип инклюзивного образования как принцип совместного обучения обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, в-третьих, обеспечить использование особых условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В параграфе 1.2. «Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ, барьеры социально-профессиональной адаптации в системе среднего профессионального образования России» установлено, что лица с ограниченными возможностями здоровья — это термин, характеризующий тех, для кого характерно наличие каких-либо ограничений в психическом и (или) физическом здоровье или развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения. В техникуме социальных технологий на протяжении нескольких лет получают профессиональное образование несколько групп подростков с разными образовательными потребностями и возможностями социально- профессиональной адаптации. Барьеры в обучении студентов и слушателей с особыми образовательными потребностями — это барьеры «архитектурного» окружения — физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов, недоступность транспорта между домом и образовательным учреждением, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу и т.д.) и барьеры социальных отношений (профессиональные установки педагогов техникума, сложившаяся система оценивания результатов обучающихся, несовершенство существующей нормативно-правовой базы и т.д.). Именно техникумы призваны обеспечить реализацию прав на качественное профессиональное образование для большого количества инвалидов и лиц с ОВЗ.
Доказано, что получение такими лицами качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Социально-профессиональная адаптация — это процесс и результат включения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в новые социальные и профессиональные условия, обеспечение им психолого-педагогической, консультативной, юридической поддержки в их профессиональном становлении, формировании социальных и трудовых качеств, необходимых для конкретного вида деятельности и жизни в обществе. Весь процесс разделен нами на два подпроцесса: социально-профессиональная коадаптация и социально-профессиональное сопровождение. [3]
Коадаптация (от лат. со — вместе и adaptare — приспособлять) — коррелятивное приспособление; общее и взаимное приспособление к изменившимся условиям. Социально-профессиональная коадаптация с позиции студента — это процесс активации и приспособления собственных познавательных и социальных ресурсов к процессу профессионального обучения в техникуме. С позиции техникума — это организация технически и социально безбарьерного образовательного пространства, чтобы обеспечить возможность каждому студенту получить качественное профессиональное образование в рамках инклюзивного обучения. Социально-педагогическое сопровождение таких студентов со стороны педагогического коллектива техникума направлено на наиболее целесообразное проявление студентов при решении возникающих проблем в ситуациях процесса профессионального становления, в целом активное самопроявление в процессе становления как специалиста. Социально-профессиональная адаптация в целом представляет собой интегративный процесс, включающий субъект образовательной деятельности, социум, систему производственных отношений.
Библиографический список:
- Гудожникова, О.Б. Проблема трудоустройства выпускников системы СПО с ОВЗ в условиях рыночной экономики/ О.Б. Гудожникова // Вестник Томского государственного педагогического университета. (TSPU Bulletin). 8 (161). 2015, С.159-162.
- Гудожникова, О.Б. Формирование социально-активной среды повышения качества инклюзивного среднего профессионального образования/ О.Б. Гудожникова // Профессиональное образование в современном мире. 3 (18), 2015, С. 105-114.
- Гудожникова, О.Б. Профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Томском техникуме социальных технологий / О.Б. Гудожникова // Профессиональное образование в России и за рубежом. №1(17) 2015,С.127-133. / 0,4 п.л.